Статьи

Шаги внедрения инклюзивной системы в общеобразовательном учебном заведении

Инклюзивное образование является не только актуальным социальным аспектом, но и одним из прогрессивных направлений развития современной украинской школы. Оно предусматривает полноценное участие детей с особыми образовательными потребностями в учебном процессе без отделения от основной части учеников, при условии обеспечения соответствия потребностям особых учеников и их разносторонней поддержки на всех этапах образовательного процесса. Включение инклюзивного системы концепции учебных заведений активно пропагандируется и регулируется государством на законодательном уровне, хотя в настоящее время находится лишь на стадии внедрения. Изучение и перенятие успешного опыта других стран в этом направлении должно происходить с адаптацией к особенностям существующего национального образовательного процесса в Украине.

Преимущества такого типа для всех участников инклюзивного процесса трудно переоценить, а именно: улучшение развития, нормальная социализация и дальнейшая интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общество; формирование у других учеников толерантности, понимания и поддержки людей с различиями, навыков сотрудничества и изобретательности; повышение квалификации учителей инклюзивных классов за счет овладения новыми технологиями и учета индивидуальных особенностей учащихся; привлечение к образовательному процессу родителей и разнопрофильных специалистов (социальных педагогов, психологов, дефектологов и других специалистов).

Внедрения инклюзивного образования является сложным процессом, требующим значительных нововведений и материальных вложений. Именно недостаточность финансирования и квалифицированных кадров являются основными препятствиями для полноценного функционирования инклюзии. Стоит отметить, что первым и важнейшим шагом в направлении ее внедрения является формирование инклюзивного культуры - такого сознания сотрудников школы, основанной на понимании общих принципов системы, поддержке инклюзивных ценностей, глубоком осознании сторон инклюзивного процесса и моральной готовности к принятию и менторства детей с особыми потребностями . Каждому педагогу важно научиться ставить себя на место таких учеников, видеть в них не недостатки, а особенности и перспективы, а также правильно строить взаимодействие особых детей с одноклассниками.

Инклюзивное образование - это не просто детей с нарушениями в общеобразовательном учреждении вместе с другими детьми. В первую очередь она требует создания особой среды, благоприятной для свободного пребывания учащихся с особыми потребностями на территории образовательного учреждения и их адаптации к новому окружению, а также отсутствие различных барьеров (физических, ментальных, информационных) в учебном пространстве.

В системе инклюзивного образования имеет место понятие «универсальный дизайн», которое созвучно с философией инклюзии. Универсальный дизайн - это подход к проектированию и обеспечения среды необходимыми средствами и технологиями, отвечающими требованиям общего пользования и удовлетворяют потребности всех пользователей, как большинства членов нашего общества, так и лиц с особыми потребностями и определенных категорий населения, которые постоянно или временно является маломобильными или с ограничениями (старики, родители с детьми, пациенты больниц, беременные женщины и т.п.). Универсальный дизайн базируется на принципах равенства и доступности пространства для каждого, восприятие информации независимо от сенсорных особенностей и терпимость к ошибкам пользователей.

Конечно при внедрении инклюзивного школа должна обеспечить архитектурную безбарьерность (пандусы, лифты, приспособления в туалетах, надписи шрифтом Брайля и т.д.) и разумную организации классных комнат. Во многих школах Украины уже построены ресурсные комнаты и библиотеку, разделены на функциональные части, позволяющие ученикам изменять деятельность, обеспечивая гармонизацию психоэмоционального состояния. Это особый тип организации интерактивного пространства с наличием необходимого оборудования для интеллектуального, творческого и физического развития в совокупности.

Важным моментом является адаптация школьной программы под нужды всех участников учебного процесса. Существуют нормы наполняемости классов - до 30 учеников всего, среди которых не более трех детей с особыми образовательными потребностями (в некоторых случаях - не более двух). Стоит понимать, что особые дети не могут так же эффективно усваивать умения и навыки, как и здоровые ученики, поэтому организация должна быть оптимальной - способствовать улучшению усвоение материала для таких детей без ущерба для остальных учеников. Например, необходимо учитывать повышенную утомляемость и пересмотреть продолжительность уроков. Официально создана должность ассистента учителя, что является необходимым условием для существования инклюзивных классов. Наличие ассистента позволяет уделить внимание всем ученикам, и детям с особыми потребностями дополнительно.

Особое внимание следует уделить дополнительным материалам и аудиовизуальным средствам. Сейчас существует большое количество различных методик (например, скрайбинг, интеллект-карты, лепбукы, буктрейлер и многое другое), пространство для идей безграничен. Такое осовременивание учебного процесса способствует лучшему усвоению материала всеми учениками, а также является эффективным мотивационным компонентом, привлекает детей и разнообразит урок. Талантливый и вдохновенный педагог, идет в ногу со временем, сможет наполнить процесс оптимальными средствами, сделав учеников с особыми потребностями полноценным участником образовательного процесса.

Что нужно знать при выборе школьной мебели

При выборе школьной мебели, в отличие от приобретения бытовых или офисных, необходимо учитывать некоторые особенности. Мало того нравится она Вам внешне или нет. Практически все параметры школьной мебели ограничены требованиями Госпотребстандарта и санитарно-эпидемиологической службой Украины. С одной стороны это ограничивает возможности конструкторов и дизайнеров, с другой стороны - это гарантия здоровья и безопасности детей.

Оформление кабинета «Украинского языка и литературы»

Создание оптимальных условий для учебно - воспитательного процесса полностью зависит от материально-технического обеспечения кабинетов, в том числе школьной мебелью (комплекты ученические, парты, стулья), оборудования, информационных и методических стендов, оборудования и средств, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности учащихся и педагогов.

О стандартах на размеры школьной мебели

Использование школьной мебели, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у школьников.

    В процессе учебных занятий организм ученика получает статическую нагрузку, что обусловлено необходимостью длительное время сохранять рабочую позу.

Оформление игровой зоны в дошкольном учреждении

Оформление групповой комнаты в дошкольном учреждении для каждого воспитателя и родителей становится не просто обязанностью, но и творческим процессом. В нем реализуются уникальные идеи и опыт, порой нескольких поколений. В этой статье мы не только опишем, но и разместим различные уголки в детском саду в картинках. Надеемся сайт нашего предприятия МИР МЕБЕЛИ www.svitmebliv.in.ua и эта статья будет для вас полезной.

 

Размещение школьной мебели

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:

   В учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от внешней стены до первого ряда столов (парт) - 0,6-0,7 м; от внутренней стены до третьего ряда столов (парт) - 0,5-0,6 м; от задней стены к столам (парт) - 0.4-0,5 м; от классной доски до первых столов (парт) - 2,4 м; между рядами - 0,6-0,8 м.