Использование школьной мебели, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у школьников.
В процессе учебных занятий организм ученика получает статическую нагрузку, что обусловлено необходимостью длительное время сохранять рабочую позу.
Эта нагрузка резко увеличивается в случаях неправильного подбора школьной мебели, несоответствия ее размеров роста учеников и другим соматометрических параметрам. Одновременно возникают условия, способствующие развитию близорукости и ее прогрессированию, нарушению осанки. Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров.
Специальными измерениями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров школьной мебели, и их соотношение, при колебании роста детей и подростков в пределах пятнадцати сантиметров, существенно не отличаются. Поэтому для школьников был принят распределение ростовой шкалы с интервалом в 15 см.
В таблице 1 приведены данные о соотношении между ростом ребенка и высотой ученических столов и стульев.
Таблица 1. роста группы ученических столов и стульев
Кольорова позначка | Зростова група | Висота стола / стільця, Н, мм | Зріст учня в см | Для якого класу рекомендовано | ||
Оранжева | I | 460/260 | 100/115 | <1 | ||
Фіолетова | II | 500/300 | 115/130 | <1 | ||
Жовта | III | 580/340 | 130/145 | <1 | ||
Червона | IV | 640/380 | 145/160 | 1-3 | ||
Зелена | V | 700/420 | 160/175 | 4-7 | ||
Блакитна |
VI |
760/460 |
>175 |
8-11 |
В школьных мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: высоты столешницы стола и стула (скамьи) со спинкой.
Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья - дифференция - равна разности высот сидения и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0-6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция заставляет школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма , что приводит к асимметрии тела и искривление позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).
Расстояние (по горизонтали) между краем столешницы стола и краем сиденья стула - дистанция сидения - должно быть только отрицательной (не меньше 4-х и не более 8-ми см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед; рабочая поза становится неудобной, создаются условия, увеличивают статическую нагрузку и ускоряют утомления.
В классе, оборудованном светлой мебелью (обработка с сохранением текстуры), в то же время дня, при одинаковой ориентации окон и покраске стен освещенность на 20% выше, чем в классе, оборудованном партами (столами), окрашенными в черный или коричневый цвета. Поэтому всех разнообразие цветовой гаммы ДСП наиболее целесообразно использовать цвета "Бук Бавария" и "Вишня Оксфорд".